" rel="stylesheet">
Ваш путь к решению
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Предлагаемый ниже порядок действий по решению задач (алгоритм) обеспечивает преодоление любых ограничений, встречающихся на пути к цели. Используя самое ценное из того, что есть а Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) он содержит ряд новых полезных инструментов, упрощающих как процесс правильной (выгодной) постановки задачи, так и поиска ее решения. Надеюсь, что поиск этот пойдет легко и даст красивые решения. Фактически о предлагаемой здесь методике можно говорить как о части будущего ТРИЗ-3.0.

       Над этой методикой я работал около 20 лет, постепенно его улучшая и перестраивая. Решающее значение в ней придается не столько решению, сколько постановке задачи: ведь хорошо поставленная задача - это как минимум уже 50-60% (а то и много больше) ее решения. Кроме того, я проверил ее работу на множестве реальных задач и даже опубликовал часть из них вместе с методикой в своей книге Кукалев С. В. и др. Загадочные истории. Простая ТРИЗ для всех и каждого. - М.: СОЛОН-Пресс, 2018. - 272 с.: ил.

Теперь мне хочется ее улучшить. Но сделать это можно только на реальных задачах. Собственно для того я и размещаю ее здесь, чтобы не только помочь посетителю этого сайта в решении его проблем, но - и быть может даже прежде всего - получить еще один пример ее эффективной работы и материал для ее улучшения. Мне нужны проблемы, которые возникают у людей, чтобы вместе с ними проверить как эта методика, называемая мной Функционально-системным подходом (ФСП) справляется (или не справляется) с их решением.

Предлагаемая методика (иногда я буду говорить о ней как об алгоритме) при первом просмотре может показаться немного сложноватой, но это связано исключительно с ее универсальностью.

Изложенный ниже материал носит скорее ознакомительный, обучающий характер. Особенно это касается данной первой, не очень важной группы вопросов, которая не имеет непосредственного отношения к алгоритму ФСП как таковому.

Для удобства посетителей сайта весь материал разбит на четыре вазимосвязанные части:
- настоящее введение в ФСП;
- первый и второй этапы собственно алгоритма - выбор и уточнение задачи;
- третий и четвертый этапы - формулировка задачи;
- окончание анализа и решение задачи.

Для практического использования ФСП при решении реальной задачи удобнее пользоваться предложенной здесь формой, которую можно скачать, чтобы иметь, во-первых, обзор всего алгоритма, который также представлен отдельно, а главное - место для записи хода решения. Ведь решение задачи - это постоянная писанина, поскольку думать - значит формулировать. Естественно, обращаясь при необходимости к сайту. 

И если задача окажется решенной, то я прошу выслать мне историю ее возникновения, описание и процесс решения. Это позволит постоянно улучшать сам алгоритм и тем самым лучше помогать тем другим, кто еще будет пользоваться данным сайтом.

Ну а если вставшее перед Вами ограничение снять не удается, но очень хочется, я готов подключится е решению в надежде, что это будет полезно в Вам и мне.  

Начать же разумно с самых общих вопросов о том, что такое задачи и как в принципе они решаются. Если Вы все это уже знаете, то переходите к следующей странице.

Вопрос Ответ - рекомендуемые действия
по решению задачи
Что должно получиться в результате
Что понимать под словом «задача»?
Вообще-то, все, что нас озадачивает, вызывает недоумение. Когда выясняется, что мы не умеем, не можем что-то сделать. Независимо от того, в какой сфере это возникло: технической или научной, психической или социальной, производственно или организационной. 
Однако, если понятно, что для решения этой задачи достаточно посовето-ваться со «старшими товарищами», поучиться на курсах, почитать, наконец, инструкцию или даже книгу… в общем, предлагаемая здесь методика не для таких задач.
А вот если никто (точнее, подавля-ющее большинство) еще не знает, не понимает как такую задачу решать, а решить ее, т.е. изменить, улучшить тот объект или процесс, с которым мы столкнулись, очень хочется… вот тогда надо читать все то, что написано ниже.
Активное отношение к жизни, готовность преодолевать любые ограничения, в частности это, конкретное, воспринимаемой нами как задача. Наша задача.
Откуда берутся задачи? Из выполняемых нами процессов (реальные), когда для их решения нам не хватает находчивости или из читаемых нами книг (учебные). Понимание первичности процессов относительно выполняющих их объектов: любой объекта нужен только для того, чтобы выполнять заданные функции в некотором процессе.
Что значит думать (над задачей)? Думать - значит формулировать промежуточные или окончательные результаты сознательных и подсознательных процессов поиска решения. Готовность работать над задачей, т.е. не просто «думать», а писать, писать и писать.
Что значит решить (задачу)? Значит найти что-то (ресурс - вещество или действие), обеспечивающий требуемый уровень выполнения нужной нам операции. Понимание основного принципа работы этого, да и всех других алгоритмов решения задач - поиск ресурса для выполнения прроблемной функции
Чем трудная задача отличается от легкой? Непривычностью, необычностью необходимых для решения ресурсов, доступ к которым ограничивает узкий объем нашей информированности, наша психическая инерция как проявление закона У. Джеймса и наш страх перед неизвестностью. Понимание того, что нам мешает в получении решения.
Что грозит нам, если мы не сможем эту задачу решить?  Тем, что такого рода задачи будут и дальше нас преследовать (пока мы не научимся их решать и не выйдем на задачи более высокого уровня). Так почему бы не попробовать? Внутренняя готовность все же взяться за решение этой задачи.
Есть ли у нас коллеги (друзья, товарищи), вместе с которыми мы будем решать эту задачу?  Если есть, то полезно попробовать подключить их к решению и договориться о соблюдении на это время трех простых принципов:

- верить друг другу;

- учиться друг у друга;

- никогда не сдаваться.
Создание творческой рабочей группы (не более 4 человек), которая сможет периодически собираться (off- или online) для поиска решения.

Легко и красиво
Дата публикации: 16.03.2021 г
© С.В. Кукалев , 2021