" rel="stylesheet">
Вопрос | Ответ |
---|---|
Зачем нам цель? | Как всегда, по нескольким причинам. Основные из них: 1. Чтобы быть человеком, а не просто послушно топать куда скажут, как скот. 2. Чтобы удовлетворить механизм сознания. Именно наличие у нас языка и как следствие механизма сознания заставляет нас чувствовать ход времени, забывать то, в чем нет нужды и выбирать цель своих поступков, выстраивая планы ее достижения. |
Что такое цель? | «То, ради чего» по Аристотелю, - назначение процесса (операции) или объекта, ответ на вопрос «Зачем (он существует)?» |
Каковы критерии правильного выбора цели? | 1. Направленность вовне: смысл любого действия, операции или серии операций - процесса всегда лежит за их временными и пространственными пределами. Ре-зультат всегда проявляется только после их окончания и всегда в чем-то по отношению к ним внешнем. 2. Достойность. Это значит, что цель не просто должна быть общественно полезной, но для ее достижения должны использоваться и соответствующие средства (по размеру и последствиям). Ведь как утверждал еще К. Маркса: «Цель, для которой требуются неправые средства - не есть правая цель». Цель, соответствующая этим критериям, считается достойной. |
Есть ли критерий соответствия средств? | Есть. Таким критерием является принцип ненасилия. |
Почему достойная цель должна соответствовать средствам, достигаться без насилия? | Потому, что насилие (и даже неэтичное поведение), над другими или над собой, неизбежно запустит причинную цепочку событий, порождающих внешнее (и/или внут-реннее) сопротивление выбранной, осознанной нами цели. А значит и приведет к неизбежной потребности постоянного увеличения насилия, что в конце концов погубит саму цепь. И остановиться здесь самому будет очень трудно. |
Имеет ли значение размер цели? | Конечно имеет. Все зависит от уровня нашего энергопо-тенциала, степени ума и порядочности. |
Обязательно ли надо ставить перед собой большие достой-ные цели? | Достойные обязательно. А большие - нет. Просто с большой целью жить интереснее, и как ни странно, проще. Ведь цель (ответ на вопрос «Зачем?») держит и ведет нас по жизни, помогает преодолевать любые ограничения. |
Может ли быть достойной целью самосовершенствование? | Самосовершенствование вообще не может быть целью поскольку оно не направлено вовне и потому бессмыс-ленно. |
Можно ли сочетать большие и маленькие, текущие цели? | Не только можно, но и нужно. Без этого просто невоз-можно жить. Для простоты понимания их отличия удобно называть маленькие, конкретные текущие цели целевыми состоя-ниями - описаниями тех состояний процесса или объ-екта, их среды, с четко определенными во времени и пространстве параметрами, к которым нам надо прийти. |
Как отличить большие цели от целевых состояний? | Хорошая большая цель в идеале должна быть парадоксальной, казаться поначалу совершенно невыполнимой, а ее параметры размытыми и неясными. Это должен быть вызов! Целевые состояния же - это всего лишь сложная, требующая решения задача. |
Нужно ли точно определять, где, когда, кем, как и почему цель должна быть цель достигнута? | Все зависит от размера цели. При выборе большой цели все это сделать просто невозможно в силу того, для большой цели невозможно составить четкий план ее до-стижения. Другое дело целевые состояния, когда мы можем все это в какой-то степени понять. |
Почему невозможно планиро-вать достижение большой цели? | Потому, что при любой, а особенно большой цели, каж-дый сделанный шаг меняет горизонт, поле видения и заставляет корректировать план. Поэтому разумнее каждый раз предлагать небольшое, понятное и достижимое целевое состояние, задачу и решать именно ее. При этом тщательный поиск ресурсов для получения нужного результата всегда важнее строгого выполнения всех пунктов плана. Решение же задачи должно способ-ствовать движению к поставленной большой достойной цели. А решение множества задач - ее достижению. |
На улучшение каких объектов лучше направлять свои цели? | Мы всегда улучшаем только процессы, отдельные их операции, которые, конечно, выполняются каким-то объектами. Но привлекают нас разные процессы, в зависимости от условий нашего рождения, наследственности, воспитания, текущей обстановки. Поэтому разумно выбирать те процессы, которые нам интереснее и в которых поэтому у нас все лучше получается. Впрочем интерес, наша способность сосредоточится, зависит он важности для нам конкретного процесса и формируется (тренируется) по мере участия в нем. Если, конечно, в нас есть некий «внутренний стержень» и мы не готовы сдаваться при встрече с трудностями. |
Но порой так хочется просто счастья. Как это связано с по-становкой и достижением нами своих целей? | Напрямую. Счастье - это относительно короткая по времени эмоция (в отличие от удовольствия, удовле-творенности) и оно наступает в результате достижения цели. Чем крупнее (важнее) для нас сейчас цель - тем больше счастье. Удовольствие же возникает от сосре-доточенности на процессе - так устроена наша психи-ка. Чем лучше мы сосредотачиваемая на выполняемых операциях, тем больше удовольствия от их выполнения получаем. Если, конечно, у нас хватает на это сил. |
Как много целей можно ставить одновременно? | Желательно для улучшения любого процесса каждый раз задавать целевое состояние только по одному па-раметру этого процесса и не выходить на уровень мно-гопараметрической оптимизации. Другое дело, что мы в некоторой степени способы участвовать сразу в не-скольких процессах. |
С чего начинать задание очередного целевого состояния? | С выбора тех параметров процесса (или изменяемого нами объекта), которые необходимо получить и опреде-ления нужных их значений. |
Что делать дальше? | Ставить задачи по устранению расхождения между имеющимися значениями текущих параметров и жела-тельными: что конкретно надо улучшить, изменить, по-править, вообще убрать (сегодня я хочу к концу дня...). Так перед вами появляются задачи, препятствия. В идеале они не должны быть легким и требовать напря-жения сил, преодоления - иначе просто неинтересно жить. А ставить задачи лучше сразу же на функциональном языке. |
Как решать поставленные задачи? | Легко и красиво. Скажем по алгоритму функционально-системного (ресурсного) подхода или любому другому, которым вы владеете. Но менять в результате решения в процессе (объекте), ко-торый мы улучшает, нужно каждый раз только что-то одно, сохраняя возможность управления ими. |
Что самое важное в процессе решения этих задач? | Оценка красоты полученных решений, того, что мы по-лучили. Но главное, понимание того, чему мы научились в ре-зультате, что мы узнали, как мы выросли над собой прежним. Это не про самосовершенствование, это про то, насколько более сложные задачи мы можем теперь успешно решать, двигаясь к своим большим достойным целям. |
Влияет ли состояние среды, общества на возможность достижения цели? | Безусловно. Чем больше цель, тем в большей степени процессы, которые меняются по мере и в результате достижения цели, должны быть готовы к этому, испыты-вать «потребность» в таких изменениях. Естественно, через людей, эти процессы осуществляющих. |
Остался последний вопрос: какими свойствами надо обладать для постановки и достижения цели. Особенно, если речь идет о большой достойной цели. | Обычно выбранная, поставленная цель сама начинает формировать в человеке необходимые для ее достиже-ния свойства, особенности. Вопрос лишь в том, что надо для изначального выбора по настоящему достойной це-ли. Скорее всего на первом месте будут стоять этиче-ские характеристики, готовность отдавать. А значит об-щий уровень развития личности (когда есть что отда-вать), задающий естественное стремление к «свету», когда человек просто не сможет такую цель не найти, не подобрать ее под свои черты характера. Затем, вероят-но, упорство, навык преодоления, который формируется с детства на небольших задачах, а затем только укреп-ляется. Ну и конечно трудоспособность, уровень исход-ного энергопотенциала. Все остальное приходит само по мере движения к цели. Выбором конкретной цели во многом руководит случай. |