" rel="stylesheet">

Легко и красиво
Эффекты
социальные

Указатель некоторых социальных (ситуационных) эффектов,
знание которых может помочь при постановке,
решении и внедрении изобретательских задач
Условное название эффекта Воздействие
(ситуация)
Эффект (реакция на воздействие) Примечание
Денинга-Крюгера Получение первых успехов в новом деле Необоснованно высокая самооценка Может привести к конфликтам на работе
Плацебо (лат. placere - нравиться, ценится) Убеждение в пользе вещества или действия Повышение воздействия этого вещества или действия Может исказить результаты, ввести в заблуждение
Зеграйлик Внезапное прерывание занятия, задания, действия Улучшение запоминания незавершенного задания, занятия, действия Неосознанные попытки завершить начатое, вернуться в психологическое поле предметов, с которыми действие осуществлялось, мешают «отпустить» их
Пигмалиона (Розенталя) Формирование уверенности в достоверности чего-либо Выбор поведения, подтверждающего эту уверенность Такова сила «правды»
Аудитории (ролевое) Приписывание человеку определенного поведения Сохранение заданного поведения, роли Основной закон педагогики гласит: человек становится для себя тем, кем он является для других
Хохотрона Сознательное участие в эксперименте, деятельности Улучшение результата этой деятельности Возможные неточности эксперимента
Доктора Фокса Просодическое и невербальное воздействие в языковой коммуникации Результат коммуникации на 40% определяется просодическими средствами, на 55% - невербальным, в т.ч. ситуационным контекстом и только на 10% вербальными средствами Важно не то, что сказано, а то, когда это сказано и как. Логика уступает эмоциям.
Первого впечатления (ореола) Получение положительной информации (впечатления) о человеке или вещи Сохранение такого отношения во времени, несмотря на нарастание причин его смены Избыточный уровень доверия к человеку может вызвать впоследствии разочарование, обиду
Эмоционального опережения (выгорания) Факт достижения цели, получения желаемого Чем больше цель и чем чаще она достигается, тем меньше эмоция Необходимость (и возможность) роста уровня сосредоточенности на процессе
Свидетеля Наблюдение человека, нуждающегося в помощи, поддержке, критике Зависит от количества людей, наблюдающих это: чем их больше, тем ниже вероятность, что кто-то придет на помощь, поддержит, покритикует Частный случай эффекта толпы
Проекции Наблюдение поведения других людей Склонность приписывать им свои качества, эмоции, мысли Мы смотримся в мир, как в зеркало, т.к. оцениваем его через свои модели этого мира
Систематической ошибки выжившего Получение успешных результатов случайного выбора Следующие выборы делаются на основе именно этих случаев Что увеличивает вероятность ошибки

П
ри решении практических задач менеджмента может оказаться полезным знание так называемых Психологических законов управления (шести законов влияния):
- закон неопределенности отклика;
- закон неадекватности взаимного восприятия;
- закон неадекватности самооценки;
- закон искажения информации;
- закона самосохранения;
- закон компенсации.
Дата публикации: 16.03.2021 г