" rel="stylesheet">
Условное название эффекта | Воздействие (ситуация) |
Эффект (реакция на воздействие) | Примечание |
---|---|---|---|
Денинга-Крюгера | Получение первых успехов в новом деле | Необоснованно высокая самооценка | Может привести к конфликтам на работе |
Плацебо (лат. placere - нравиться, ценится) | Убеждение в пользе вещества или действия | Повышение воздействия этого вещества или действия | Может исказить результаты, ввести в заблуждение |
Зеграйлик | Внезапное прерывание занятия, задания, действия | Улучшение запоминания незавершенного задания, занятия, действия | Неосознанные попытки завершить начатое, вернуться в психологическое поле предметов, с которыми действие осуществлялось, мешают «отпустить» их |
Пигмалиона (Розенталя) | Формирование уверенности в достоверности чего-либо | Выбор поведения, подтверждающего эту уверенность | Такова сила «правды» |
Аудитории (ролевое) | Приписывание человеку определенного поведения | Сохранение заданного поведения, роли | Основной закон педагогики гласит: человек становится для себя тем, кем он является для других |
Хохотрона | Сознательное участие в эксперименте, деятельности | Улучшение результата этой деятельности | Возможные неточности эксперимента |
Доктора Фокса | Просодическое и невербальное воздействие в языковой коммуникации | Результат коммуникации на 40% определяется просодическими средствами, на 55% - невербальным, в т.ч. ситуационным контекстом и только на 10% вербальными средствами | Важно не то, что сказано, а то, когда это сказано и как. Логика уступает эмоциям. |
Первого впечатления (ореола) | Получение положительной информации (впечатления) о человеке или вещи | Сохранение такого отношения во времени, несмотря на нарастание причин его смены | Избыточный уровень доверия к человеку может вызвать впоследствии разочарование, обиду |
Эмоционального опережения (выгорания) | Факт достижения цели, получения желаемого | Чем больше цель и чем чаще она достигается, тем меньше эмоция | Необходимость (и возможность) роста уровня сосредоточенности на процессе |
Свидетеля | Наблюдение человека, нуждающегося в помощи, поддержке, критике | Зависит от количества людей, наблюдающих это: чем их больше, тем ниже вероятность, что кто-то придет на помощь, поддержит, покритикует | Частный случай эффекта толпы |
Проекции | Наблюдение поведения других людей | Склонность приписывать им свои качества, эмоции, мысли | Мы смотримся в мир, как в зеркало, т.к. оцениваем его через свои модели этого мира |
Систематической ошибки выжившего | Получение успешных результатов случайного выбора | Следующие выборы делаются на основе именно этих случаев | Что увеличивает вероятность ошибки |